В мировой практике все системы здравоохранения имеют смешанную структуру финансирования, с преобладанием одной из 4 основных моделей:
- бюджетная модель, основной источник финансирования – общее налогообложение (Великобритания, Австралия, Канада и др.). Характеризуется высоким уровнем стабильности финансирования и социальной защищенности, однако не оказывает существенного влияния на индивидуальную ответственность граждан за собственное здоровье, не создает достаточных стимулов для конкуренции и активных закупок медицинских услуг;
- обязательное социальное медицинское страхование (далее – СМС), финансируемое за счет обязательных солидарных взносов государства, работодателей и работника (Германия, Франция, Япония, Корея и др.), является некоммерческим, обеспечивает реализацию солидарной ответственности за здоровье всех социальных партнеров, создает стимулы для развития конкуренции, повышения качества и эффективности, обеспечивает высокий уровень самоуправления и саморегулирования системы здравоохранения;
- частное медицинское страхования, финансируемое за счет добровольных взносов работодателей или самих работников (США). При данной модели лица, имеющие хронические заболевания, дети и беременные являются нежелательными клиентами, ввиду высокого риска наступления страховых случаев, и могут лишиться доступа к медицинской помощи из-за отказа предоставить страховую защиту или ее высокой стоимости. Учитывая полное ориентирование частного страхования на извлечение прибыли, применение данной модели несет высокие транзакционные издержки;
- накопительные счета здравоохранения, применяются преимущественно в Сингапуре. Финансируются исключительно за счет дохода работающих граждан, ограничивают доступность медицинской помощи размерами накоплений, что негативно сказывается на гражданах с низким уровнем дохода, или имеющих хронические заболевания. Эта модель не позволяет реализовать принцип солидарной ответственности за здоровье и приводит к росту административных расходов.
Следует отметить, что во всех моделях государственный бюджет является одним из существенных источников финансирования здравоохранения (в США удельный вес государственных расходов в 2011 году составил 46%, а в Сингапуре – 31%). Во многих странах с СМС (Германия, Эстония, Литва, Венгрия и др.) государственный бюджет осуществляет поддержку системы здравоохранения в периоды экономического спада или в случае снижения доходов СМС.
Изучение международного опыта показало, что социальное медицинское страхования является наиболее распространенным способом финансирования системы здравоохранения как в развитых, так и в развивающихся странах.
Существуют общие механизмы функционирования и тенденции развития, которые обеспечивают устойчивость и эффективность СМС:
- фонды СМС имеют высокий уровень автономии при высокой степени участия всех социальных партнеров в управлении через наблюдательные советы, а также участие профессиональных объединений врачей;
- существуют законодательно установленные механизмы саморегулирования деятельности различных элементов системы СМС: формирование органов управления, тарифообразование, оценка технологий, признание квалификации медицинских работников, аккредитация поставщиков медицинских услуг и т.д.;
- размер ставок страховых взносов, как и доля платежей работника и работодателя, колеблется в зависимости от уровня экономического развития;
- наиболее оптимальным способом сбора страховых взносов является их сбор налоговыми органами, что не только снижает расходы на администрирование, но и обеспечивает полноту и своевременность поступлений;
- конкуренция между страховыми фондами за пациентов, ввиду создания несправедливости при доступе к медицинской помощи, практически отсутствует, это достигается путем создания только одного фонда (Корея, Япония, Венгрия и др.), либо поэтапного слияния фондов (Эстония), а также при помощи механизмов выравнивания рисков (Германия, Франция, Бельгия и др.);
- тарифная политика регулируется государством, основывается на экономической реалистичности тарифов и сбалансированности с общей доходной базой, как правило, предусматривает возмещение амортизации основных средств, распространена практика установления тарифов путем переговоров плательщика с объединениями поставщиков;
- способы оплаты сочетают подходы по оплате за каждую отдельную услугу (тарификатор, клинико-затратные группы и т.д.) с учетом результатов и качества медицинской помощи;
- сохраняется участие государства в развитии инфраструктуры здравоохранения и приобретении дорогостоящего оборудования;
- государство принимает участие в финансировании СМС не только путем оплаты страховых взносов за экономически неактивное население, но и компенсируя потерю доходов в периоды экономического спада.